У кого-то сегодня будет физра.

Так вышло, что в первой половине этого года мне достаточно много пришлось побывать в Европе. И так уж складывается, что постоянно всё происходящее так или иначе связано с баскетболом. А это огромное количество встреч, множество разговоров, обсуждений, выслушанных мнений, предлагаемых стратегий и направлений, касающихся баскетбола и спорта в целом. И я решил поделиться некоторыми своими рассуждениями и выводами.

О детском спорте в Европе

Там (в Европе) немыслимо не увлекаться спортом в детском возрасте. В школьной программе обязательно 2−3 урока физкультуры в неделю. На этих уроках обязательно занимаются разными видами спорта: футбол, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание, фрисби (игра с летающей тарелкой) и т. д. В основном игровые, командные виды спорта. Не йога и ни шахматы.

Передаю только своё впечатление от увиденного — я не изучал школьные программы европейских стран, поэтому только личный взгляд со стороны.

Всё происходящее в школах, секциях, на тренировках позитивно и радостно. Такое впечатление, что они, дети, постоянно играют, и играют с нескрываемым удовольствием. Учатся школьники с таким веселым отношением к спортивным занятиям, что я даже сомневаюсь, есть ли в этих школах какие-то тесты или делаются ли оценки по физкультуре. Такое впечатление, что все занимающиеся выполняют уроки для удовольствия. Хотя нет, очевидно, что учитель (тренер) работает и держит дисциплину. Но как-то это всё выглядит — без нервов, без окриков (так… — порой чуть заметное повышение тона тренером). И дисциплина, на мой взгляд, там какая-то особая… Можно быть несколько расхлябанным, что ли. Расслабленным, не сосредоточенным, можно что-то пропустить и не идти «не в ногу». Важно, что каждый чувствует себя частью команды, коллектива, понимает что он «в теме», и постепенно, то, что происходит, тебя как-то затягивает и увлекает. Даже со стороны. Я назову увиденное именно тем, чем оно и есть на самом — это называется Игрой.

Я не стану сравнивать, как выглядят уроки физкультуры у нас, и в каких условиях они проходят, но замечу поразительную разницу между нами — в организации, в эмоциях, в итогах и результатах, что, безусловно, бросается в глаза.

Когда, я смотрел «европейские» уроки физкультуры и тренировки детей, первым желанием мне захотелось отменить все программы и тесты по физкультуре в наших школах и оставить одну дисциплину под названием «Игра». И неплохо бы хоть одну школу организовать по принципу «Игра».

Думаю, нет лучше мотиватора к чему-либо у детей, чем удовольствие и радость. Пусть они как угодно, во что угодно играют на уроке физкультуры, только бы играли, а не ходили на физру. И как тут не вспомнить слова замечательного педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко: «Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Жаль лишь, что мы и старые истины забываем, и новые современные подходы не перенимаем. Всё сидим и выдумываем, мечтаем и фантазируем, говоря попросту ждем — хотя можно просто начать играть.

Young adults playing frisbee in the park

С уважением, Дмитрий Базелевский