Сегодня, я расскажу немного о заграничных впечатлениях от работы баскетбольных тренеров и учителей, занимающихся с детьми и в этой связи о нас.

Новостью для меня был факт, что тренеры в детских секциях получают очень маленькую, по испанским меркам, зарплату и, зачастую, тренировка детской команды является второй работой или для кого-то невысокооплачиваемым увлечением.

Думаю, все понимают, что речь идет не о структурах профессиональных клубов. Там ведется отбор и детей и тренеров и оплата труда соответствующая. Говорим об обычных баскетбольных секциях после уроков.

На тренировках 12−13 летних я постоянно вижу на лицах детей улыбку. Заметно, что им нравится тренироваться, они заинтересованы и любознательны. Я наблюдал, как занимаются баскетболом в небольших городках, но полагаю, детские тренировки в секциях при профессиональных клубах другие, но вряд ли крайне отличаются по сути. Как видится, лет до 14 здесь делают всё чтобы привить ребенку интерес к баскетболу и развить его любовь к спорту вообще. Детей увлекают играми, привлекают к спорту и получается сильнейшая цепная реакция: тебе нравится играть — чуть старше ты будешь выбирать/пробовать виды спорта — ещё немного старше ты определишься с любимым видом спорта — и в итоге ты становишься либо профессионалом, либо любителем.

Тот факт, что детские тренеры немного получают, конечно же, расстраивает самих тренеров. Но с другой стороны, если ты, тем не менее, тренируешь детей и они к тебе приходят, значит, ты к этому относишься с интересом, с энтузиазмом. Значит, ты можешь увлечь и заинтересовать. И ты более свободен — ты волен сам решать, как тренировать и сам ставишь цели — для себя и для команды.

Обычно в заключение хочется сделать какой-то вывод, на основании которого можно что-то улучшить в этом плане у нас. Тут я могу выделить два момента, но оба они на сегодня в нашей ситуации неразрешимы.

Первый, как отдать имеющиеся спортзалы детям и тренерам? Реально отдать. Чтобы, если пришёл тренер с десятком малышей, то им предложили бы зал для тренировок хоть на какое-то время (в идеале бесплатно).

Второй, как дать тренеру возможность играть с детьми, что вольно или невольно будет способствовать их развитию, а не позволять использовать детей в реализации сомнительных спортивных достижений (разряды, категории, звания)? К примеру, когда говорят «Заслуженный мастер спорта Украины» у меня сразу возникает вопрос: В чем исключительные заслуги этого человека? Говорят, он победитель того или иного турнира, чемпионата или игр, призер, участник. Согласен, он этим знаменит. Но зачем дальнейшие усложнения — заслуженный победитель?! Выходит так что есть и не заслуженные… И почему у моего друга в ином виде спорта достижение такого же порядка, но он не получил этого звания? Это лишние акценты, на мой взгляд, очень лишние. Уверен, что для оценки труда спортсмена вполне достаточно двух определений, известных со времен Пьера де Кубертена — победил и участвовал. Возвращаясь к идее тренера, который по-настоящему играет с детьми (тренирует, учит, воспитывает) считаю важным и доказательным не наличие званий и регалий, а опыт работы. Если тренер — Учитель и к нему идут учиться, значит — он состоялся. Остальное, не так уж и важно.

И всё же, подводя итог, спрошу совета у читателей, что нужно сделать, чтобы разрешить эти два выше обозначенных момента?