В этой заключительной части я хотел бы отметить некоторые моменты — и положительные и не очень. Хотя, точнее сказать, скорее я буду говорить о своих впечатлениях от наших встреч.
Лично мне понравилось, когда я слышал в перерыве между лекциями, как тренеры говорят о том, как я показывал вышагивание против защитника играющего плотно, и что это очень похоже на фол в нападении. Вот это то, для чего мы делали эти семинары. Я уверен, что если такой разговор происходит, значит тренер сам вникнет и разберется, как правильно делать это движение. А это уже большее, чем послушать семинар.
Пример, когда и сам учишься, проводя семинары. Был один момент, когда мы говорили о технике бега, о том что важно избегать ударов о пол пяткой, о том какие бывают упражнения, которые тренируют правильную технику бега и заставляют юных игроков мягко работать стопой. И по окончании нашего выступления, один тренер рассказал, как он тренирует детей правильному бегу. Просто дает не сложные беговые упражнения, только дети должны выполнять эти упражнения босиком. Бежать нужно, а пятками топать по паркету как-то больно. Вот и приходится бегать «без пяток». На самом-то деле я и сам помню, как мы бегали по залу босиком…
И это то, для чего мы делали эти семинары. Если кому-то из тренеров, наши слова помогут вспомнить старое забытое, но интересное упражнение и применят его на тренировке — это больше, чем просто послушать семинар.
Главное, что отличает выступления, которые мне приходилось делать за границей и выступления, семинары проведенные дома. И главное, я могу сразу отличить тренеров, которые были на семинарах за границей и тех, кто варится только в нашей кухне. Слушатели за границей и наши тренеры с опытом «импортных» семинаров — постоянно записывают. Я лично, всегда записываю свои мысли по тому вопросу, о котором говорит спикер. Кто-то записывает тезисы выступающего. Нет никакой разницы — записывать нужно так, как тебе удобно. Но запись — это признак не только хорошего тона — это признак ума и предвестник идеи. Так что, правильнее на семинарах записывать, чем размышлять, улетая в далекие дали баскетбольного совершенствования.
Еще мне хотелось бы отметить определенное, устойчивое и всепоглощающее желание найти и вырастить баскетбольную Звезду. Или команду-чемпиона. Нет, я конечно же, не отговариваю никого от этих благородных идей, но почему-то забывается, что баскетбол — это командный вид спорта. В детско-юношеском баскетболе мы почти не видим тактики в баскетболе. Даже индивидуальной тактики не заметно. Думаю, понятно о чем я говорю. Это те прописные истины о том, какие бывают принципы смещения игроков, к примеру в нападении в зависимости от того: где находится мяч, куда пошла передача, в какую сторону проходит игрок с мячом к кольцу. Или, где эти командные хитрости-заготовки при отборе мяча в защите, разные варианты прессингов, разные рискованные ходы в защите? Уверен, что все эти командные взаимодействия придадут любой нашей команде красоты в игре и результата. Кстати, и звёзды будут появляться чаще, если все будут мыслить на площадке и выглядеть, как единое целое — Команда.
И в заключении хочу отметить интересный момент, на мой взгляд. Достаточно часто, я общаюсь с моим другом, Андреем Кравцовым, который служит в американской христианской организации FCA. Без преувеличения, могу сказать, что после каждой встречи с ним я выношу интересные заключения о тренерской работе. Недавно мы говорили об обучении тренеров и я хочу поделиться тем, к чему мы пришли в итоге. Действительно, тренером человек становится в основном уже в зрелом возрасте. Тренер обычно уже имеет укоренившиеся привычки, манеру, стиль общения и воздействия на игроков и главное — все эти качества и знания заложены в тренере 10, 20, 30, 40 лет назад. Я уверен, большинство из нас представляет, как выглядел баскетбол 20−30 лет назад. Интернет и всё такое… А вы можете представить, как изменились дети по сравнению с теми, что были 20−30−40 лет назад. Интересы, увлечения, активность… Мне кажется отличие, как между небом и землей. Оставим детей, поговорим о прогрессе в технологиях, методиках, фармакологии. 20−30−40 лет!!! Может быть кто-то сомневается, но я знаю, что изменилось очень многое. А тренер закончил институт 20 лет назад, порой совсем не учась в нем, и на опыте работает… Учит и тренирует своему, выученному десятки лет назад, или того хуже — тренирует, как и его тренировали 30−40 лет назад… Короче, выводы попробуйте сделать сами.
Подводя итог личных впечатлений от проведенных семинаров по программе «Курсы повышения квалификации тренеров ФБУ» ограничусь следующей строкой — хочешь не хочешь, но тренеру нужно учиться и самому и учиться учить других, узнавать, анализировать, пробовать что-то новое, ошибаться и продолжать учиться. Других вариантов просто нет! Учиться — это значит двигаться вперед!
Дмитрий Базелевский
Жаль что не был на семинарах, но прочитав статью еще больше «загорелся» совершенствованием! Спасибо))))