— Теперь в центре нашего внимания находятся тренеры, которые работают с младшим контингентом баскетболистов — детьми, и формируют из них группы подготовки игроков. Мы хотим дать информацию тренерам, чтобы они знали — с чего надо начинать во время работы с детьми, какие этапы развития ребенка существуют, если ориентироваться на 8−9 лет. Вот так двигается процесс, в котором мы хотим систематизировать информацию и знания, чтобы учить тренеров работать с группами набора.
— У вас в этот раз рабочая группа работала в звездном составе — старейшина тренерского цеха с европейским опытом Валентин Мельничук, тренеры мужской и женской сборных Евгений Мурзин и Владимир Холопов. Они дали Вам ценные советы?
— К тому же в этой рабочей группе участвует и Марина Ткаченко. Ну, а относительно Валентина Мельничука, — нам интересен его опыт работы со всеми категориями баскетболистов, — детьми, подростками, взрослыми. Было бы нелогично и неправильно не учитывать его опыт. Как это происходило раньше, как это происходит за рубежом, в других странах. Ведь Валентин Мельничук знает, как происходит лицензирование, учеба тренеров в Португалии. Слава Богу, что у нас есть специалисты, которые знают процесс подготовки тренеров в Европе изнутри. Какие знания им дают, что будет для них полезно.
— С Мельничуком понятно. А Евгений Мурзин и Владимир Холопов?
— Это члены тренерской комиссии, которые непосредственно участвуют в работе, создании, адаптации к нашим реалиям того, что нужно нашим игрокам. Что нужно дать тренерам, чтобы они этому научили игроков. Мы идем по этой цепочке предоставления информации. Смотрим, чего не хватает нашим игрокам.
— В главных командах страны?
— В первую очередь тренеры сборных могут прямо сказать, чего недостает игрокам, которые приезжают в сборную. Может какого-то понимания, может какого-то опыта отношений с разными тренерами, возможно не хватает технических моментов. Или же их недостает, или же о них забывают. И они забываются, растворяются. Возможно недостает набора тактических знаний у игрока, чтобы он мог быть гибче в игре, в зависимости от событий на паркете. Один тренер трактует ситуацию так и работает по одной схеме, другой — по другому. Наше задание — сделать так, чтобы каждый игрок и тренер, в первую очередь детский тренер был поинформирован относительно всей палитры тактических схем. В баскетболе есть немало вариантов защиты, нападения, и наше задание, как можно качественнее информировать тренеров, чтобы они эти знания и эту информацию потом передали игрокам своих команд — клубных и сборных. Тренер сборной и тренер клуба может варьировать схемами и задумками, но база у игрока уже есть. И мы тренеров будем нацеливать на передачу этой информации игрокам.
— То есть, игрокам надо сформировать правильную базу.
— Правильную базу, это раз. Два — это правильную, и разнообразную. Базовые упражнения, базовая техника, навыки — это хорошо, это важное наше задание, но потом, когда баскетбол разветвляется, когда идет тактика, когда приходит разнообразие в защите, в нападении, хотелось бы, чтобы игроки были более информированные. Как часто говорят, были более интеллигентными в баскетболе. Чтобы они разбирались в разных тонкостях баскетбола, в частности в тактических. Ну, а база — это основное. Сейчас мы живо обсуждаем то, как подавать эту информацию. Ведь многие тренеры об этом знают. Мы ничего нового не придумаем. Наше задание — сделать подачу материала современно и интересно. Продемонстрировать тренерам, насколько для нас это важно, передать знание им, чтобы потом видеть результат на игроках.
— Когда уже будете готовы начать учебу на курсах?
— Сейчас мы разрабатываем программу и систему, как это будет работать. Эту систему и эту программу должен утвердить Президиум ФБУ. Когда ее утвердят, мы будем понимать, что мы двигаемся вперед по этой программе и дальше мы начнем конкретные действия. Будем их корректировать. Мы понимаем, без этого не обойтись в процессе учебы.