Во время мастер класса Джакоба Такера в Авангарде
Во время мастер класса Джакоба Такера в Авангарде
26 июня в киевском Авангарде при поддержке Федерации баскетбола Киева, Ассоциации Xристиан Спортсменов / FCA и ОО «Basket Open» встречался с тренерами и давал свой мастер класс феноменальный Джакоб Такер, американский специалист по по общефизической и прыжковой подготовке.

По отзывам большинства присутствовавших тренеров в этих трёх часах работы известнейшего молодого тренера было всё — новые упражнения, где были подчеркнуты цели этих упражнений, мотивационные слова о том, почему работа игрока над собой всё-таки стоит на первом месте для достижения результата, а талант и природные данные уже потом, и конечно, были продемонстрированы собственные уникальные физические качества.

Я уверен, что тренер любого уровня и возраста посетив этот мастер класс узнал бы что-то полезное и нужное в работе. Как основание этому моему утверждению приведу слова одного из тренеров, который побывав на мастер классе Такера сказал: «Я никогда раньше не видел некоторые его упражнения!» Впрочем, если в Америке человек популярен в баскетбольных кругах, то для нашего баскетбола это человек из будущего.

Во время мастер класса Джакоба Такера в Авангарде
Во время мастер класса Джакоба Такера в Авангарде
Сегодня я хочу пару слов сказать о совершенствовании каждого тренера и о том, что никто и никак не сможет прямо и кардинально воздействовать на рост тренерского мастерства, кроме стремления самих тренеров. Сначала, моё понимание — почему тренер обязан постоянно искать новую или любую современную информацию, т. е. учиться.

Тренер окончил институт — и что, та скудная институтская программа основание по ней жить и обучать новые поколения? Я подчеркну по той программе, которую сделали для институтов 5−10 лет назад, тренер будет обучать будущих звёзд?! Вы скажете, что есть собственный опыт. Я отвечу, что собственный опыт просто мизер в наше время. Везде всё развивается, только впитывая в себя всё новое и лучшее, т. е. используя опыт других.
Далее. Тренер всегда учит игрока развиваться. Изучать новые элементы, разбираться в тактике… И каждый тренер знает, что собственный пример — лучший способ обучения. Так вот тренер, который не стремится развиваться и быть современным, первый показывает своему ученику, что нет необходимости стремиться к чему-то высокому. Тут собственный пример работает безотказно. «Сойдёт и так!», «Как-нибудь!», «Ну, нормально, же!», «Не плохо же!» Какой подход к делу, такой и результат.

Во время мастер класса Джакоба Такера в Авангарде
Во время мастер класса Джакоба Такера в Авангарде
Для всех, кто не собирается ходить на какие-то семинары, мастер классы и т. д. есть хороший ответ — в интернете всё есть. Точно! Но мне кажется, вся информация в интернете есть не только для тренеров. И для юных баскетболистов есть та же информация, и они ещё 10 очков форы дадут любому тренеру в мастерстве пользования сетью. Вот для того, чтобы узнать нужную только тебе информацию и проводятся разные тренерские движи.

И вот ещё важный момент. Только наивный человек может думать, что попав на высочайшего уровня семинар или окончив самую крутую тренерскую школу ты современный тренер и вобрал в себя вагон знаний. Это хорошо, но это опять же мелочи в сравнении общим развитием баскетбола и тех же детей. С каждого семинара и с каждой встречи тренеров по крупинке, по одной важной идее или мысли всё время обновляешь себя. Главное, постоянно и от разных коллег.

Во время мастер класса Джакоба Такера в Авангарде
Во время мастер класса Джакоба Такера в Авангарде
Теперь, если говорить о том, почему никто и никак не может воздействовать на повышение тренерского мастерства, кроме самих тренеров.
Думаю, что это почти аксиома — Никто ни чему не научится, если не хочет учиться.

Давление и принуждение, конечно же, части работы по развитию тренеров, но сейчас это крайне не эффективные методы. Сейчас у нас особый менталитет и в обществе и среди тренеров в частности. Мне кажется культура такова, что просто под большой вопрос ставится смысл среднего и высшего образования. Какая там речь о постоянном самосовершенствовании и развитии? Не понимаем мы для чего это всё. Американец понимает. Он знает, что отучусь там-то и столько-то, будущее будет такое или даже лучше.

На мастер класс известного американского тренера, специалиста по общефизической и прыжковой подготовки Джакоба Такера в Киеве пришло чуть меньше 20 тренеров. Главное, не хвататься за голову и не удивляться, почему так мало. Кто-то на сборах, кто-то не слышал, кто-то не захотел приходить. Ну, всякое бывает. Тут важно, что хоть немного, но есть интересующихся, стремящихся и понимающих тренеров. Понимающих, что это просто естественно и нормально ходить на собрания тренеров, смотреть, общаться, делиться. А сидеть у себя в «домике», оно как-то «нафталиново», что ли.

И вот всё время, наблюдая, что да как происходит у нас и вокруг нас, приходят разные мысли. Не знаю, кто-то согласится, кто-то нет, но почему не говорить об этом?
Какие бы программы и семинары не проводились, у нас пока на них небольшой спрос. (Это я говорю в общем, не только данном мастер классе). Нужно проводить необходимый минимум таких встреч и по мере востребованности или другими словами, по мере того, как будут звучать вопросы наших тренеров о баскетболе, искать лучшие варианты ответов — семинары, мастер классы, открытые тренировки, приглашать нужных тренеров.
Всё-таки нужно особо бороться, помогать и замечать тех, кто приводит и влюбляет детей в баскетбол. Сейчас я больше говорю школьных учителях, которые ведут секции, кружки и создают школьные команды. Тренеров ДЮСШ мало и для них баскетбол — это работа, в основном, любимая. А школьный учитель, которому из всех видов спорта по душе заниматься с детьми баскетболом — это что-то другое.

Во время мастер класса Джакоба Такера в Авангарде
Во время мастер класса Джакоба Такера в Авангарде
И в завершении, хочу поделиться одной показательной фразой, сказанной Джакобом Такером, о которой мне рассказал один из участвовавших в мастер классе наших тренеров. В 12 лет Джакоб поставил перед собой задачу научиться забивать сверху, в 14 — забил. Поневоле задумаешься, если вернуться к первым абзацам этой статьи, прав ли Такер, говоря что работа над собой важнее, чем природные данные? И, если в продолжение этой мысли, каждый тренер примет эту мысль к собственному руководству, а затем обогатив её собственным опытом, поделится на встрече наработками с другими тренерами — это и будет лучшим итогом того, что я хотел сказать этой статьей.