Сегодня я озвучу один совет для будущих и настоящих снайперов.
Для начала замечу, что снайпером может стать каждый, — всё зависит от усердия, качества и количества тренировок.
Совет № 2. Никогда не переживай о промахах при открытых бросках, больше думай о том, как найти возможность совершить ещё раз бросок без сопротивления.
Как это понимать?
Если ты получаешь возможность в игре выполнить бросок без сопротивления защитника, нужно осознавать, что команда в тебя верит и создает ситуацию, чтобы ты бросал без помех. Тренер и партнеры знают, что ты умеешь забивать. Это твоя заслуга на тренировках и в предыдущих играх, что на тебя работает команда и помогает тебе найти возможность для удобного броска. Ты обязан забыть о результате — забудь как предыдущий промах, так и предыдущее попадание. Ты снайпер, у тебя есть эта роль в команде. Роль важнее чем частный результат.
К слову скажу, что у снайпера в современном баскетболе не только роль забивающего игрока. Сейчас этого недостаточно — ему необходимо и в других аспектах игры помогать команде.
Но вернемся к открытым броскам. В случае, если ты получаешь ещё одну возможность для свободного броска и снова мажешь, и возвращаешься в мыслях к этим промахам, то и твоя неуверенность растет, удваивается (сам факт промаха плюс возвращение в мыслях к негативной ситуации). Ну и как дальше играть? Нужно продолжать играть. Разбор полет можно отложить до лучших времен и мемуаров. Нужно в самой игре воспитывать в себе умение моментально забывать неточные броски и закалять уверенность в себе во время следующих открытых бросков.
Я вывожу обязательным акцент на открытых бросках потому, что это является целью тактики команды — найти для игроков своей команды удобные варианты атаки кольца. Все думающие тренеры и думающие команды строят схему нападения только для этого.
Когда ты думаешь и переживаешь о выполненных бросках, ты распыляешь своё внимание и фокус твоей игры в нападении становится не четким. Напомню, снайпер, твоя роль в нападении не бросок в кольцо, а твоя роль в нападении найти возможность для свободного броска. Чувствуешь разницу? Ты можешь быть снайпером только при открытых бросках, но никак не в бросках на удачу через защитника.
Сразу возникает капитулирующий вопрос: А как быть, если я 5−10 раз подряд промахнулся при чистых бросках? Нужно знать, что такое случается даже у очень классных снайперов, — это баскетбол. Но, если ты не подтвердишь свои снайперские способности в будущих играх, то твоя роль в умной команде обязательно изменится — тебе будут меньше доверять и станут реже создавать возможности для открытых бросков. Снайпером нужно быть всегда — с промахами, с невезением, со спадами и серыми полосами. Но всегда нужно стараться выходить на свой стабильно высокий уровень попаданий с открытых позиций. Как? Правильными и упорными тренировками во времена спадов. И тренировать качество броска нужно не только во время серых полос — в роль снайпера нужно вжиться, признаться самому себе в первую очередь — да, я Снайпер.
И главное — помни: всегда думай, как снова найти возможность для открытого броска.
Как тебе совет № 2?
полностью согласен. В своё время в НБА играл такой снайпер Ден Марли, который попал 8 трёхочковых в одной игре. Так в этой игре он первые 5 бросков промазал, а затем попал 8 из 11(или 12) бросков. В интервью после игры у тренера спросили как он разрешил Марли бросать ещё после стольких промахов. На что тренер сказал:"он ведь снайпер, ему над попасть, чтоб обрести уверенность в броске".Задача тренера помочь обрести эту уверенность молодым игрокам, а не сажать на лавку после каждого промаха. Что часто случается в нашем баскетболе. А на тренировках подбирать упражнения для вырабатывания психологической уверенности в действиях игроков.
Отлично, Gena, этот пример с Деном Марли — очень показательный и точный. Это огромная дополнительная поддержка для любого снайпера, когда твой тренер понимает тебя как человека и так верит как профессионалу, что позволяет довольно многое.
Далее, я бы не рискнул, предлагать как правило, противопоставлять помощь тренера в обретении уверенности с предложением посидеть игроку на скамейке (ведь причиной тому могут быть и нервы, и банальная усталость). Тренеру зачастую «на месте» виднее.
Насчет предложения «подбирать упражнения для вырабатывания психологической уверенности в действиях игроков», если можно пример.
На мой взгляд лучше всего работать над броском в упражнениях в игровом темпе. Конечно же, и броски «на количество» или на технику броска тоже нужны, но в тот момент, когда на бросок при хорошей защите в игре остаются доли секунды, нужно сделать так, чтобы такие броски были более чем привычными для снайпера.
Психологическая увереность скорее не в упражнениях (разве что упражнения под давлением:)), а в индивидуальном подходе к игрокам: необходимая изоляция и спокойствие перед соревнованиями или играми, возможная помощь в решении личн. и семейн. проблем, работа с новичками над преодолением страхов 🙂
Согласен, Olexandr. Идеальный вариант — обратится за помощью к специалисту.
Ну и конечно мотивация во всех ее проявлениях)