Очевидно, что юный баскетболист, оказавшись подобным «лидером», «заслужил» такое положение, в основном, благодаря физическим данным от природы. Наш «лидер» просто оказался несколько шустрее, проворнее и ловчее. Но им не приложено каких-то больших усилий для доказательства своего первенства в команде. А положение лидера очень удобное и сулит ряд выгод. Лидеру можно больше бросать, лидеру можно делать замечания и учить партнёров, лидеру можно даже больше ошибаться, ведь он больше всех принимает решений в игре. И за такое место любой подросток будет держаться всеми правдами и неправдами.
Но, так как получено звание «лидера», скажем так, не совсем естественным путём, то и умения удержать это звание совсем нет. Поэтому используются всевозможные методы для удержания стабильного звания «лидер» — жалобы, отговорки, «перевод стрелок» на товарищей, умение громко сообщать о своей силе, без подтверждения слов на деле и так далее. В итоге, 95% что из этого «лидера» вырастет лидер, но не на баскетбольной площадке, а где-нибудь в дешевой местечковой политике.
А что же остальные игроки в команде? Они пока дети и не раздумывая принимают, что их лидер, назначенный «природой», а не работой, самоотдачей, дружбой и умением помочь партнёрам в трудной ситуации. Дети видят, что кому-то «дано» стать лидером и этот «вывод» буквально обезоруживает их. А мы взрослые уже понимаем, что эти дети тоже почти потеряли шансы когда-нибудь стать лидерами. Они не видели, как становятся лидерами по-настоящему, они наблюдают как удерживать или защищать звание «лидера». И как и кому может поверить тинэйджер, что только через большой труд на тренировках можно стать Лидером, Звездой, Лучшим? «Книги, фильмы, старшие спортсмены — это все слова. У меня есть друг, и он лидер. При чем здесь эти ваши вечные тренировки, пот и усталость? Повезло…» И в дополнение, всё та же круговая порука в поддержке этого мнения — друзья, партнеры, родители и тренер, все в один голос убеждают себя и каждого, что лидер просто есть. А лидер не может просто быть, он должен постоянно им становится, изо дня в день доказывая своё первенство.
Что нужно делать чтобы не случалось то, что описано выше?
Вопрос не простой и сказать, что главное нужно учиться самому воспитывать лидеров и учить детей думать кто вправе стать лидером значит перевести тему в несколько общую педагогическую и философскую направленность. Но как бы там ни звучало — это то что необходимо делать — нужно учиться и учить!
А в качестве небольшого практического примера скажу, что думаю, в работе с ребятами нужно постоянно анализировать и постараться вовремя понять, какой у вас в команде получился лидер. Если вы видите перед собой хорошо владеющего мячом нытика и ябеду, нужно не оставлять все как есть, а менять понимание лидерства у самого «случившегося лидера» и тем самым дать возможность проявить себя другим игрокам команды. Не думаю, что нужно менять лидера на другого игрока искусственно, но делать одобрительные замечания, говорить слова в поддержку проявления лидерских качеств других игроков, это вполне по силам любому думающему тренеру.
И, конечно, необходимо знать меру в перевоспитании лидера. Думаю, что в «силах» того же «тренера» сделать из хорошего игрока посредственность, и тем самым лишить его лидерства. Не сложно «передавить» и этим способом можно не только испортить лидера, но и в последствии потерять инициативного игрока.
А если вам повезло и вдруг совершенно замечательный парень оказался Лидером и душой команды? Казалось бы тут можно только порадоваться. Однако, и в этом случае, тренеру тоже не стоит расслабляться.
Даже к лидерству и славе, как к чему-то само собой разумеющемуся, привыкают и в том расслабляются. И дети в том числе. Поэтому, у нашего тренера появляются сложные задачи. Нужно самому не расслабиться, свалив все на плечи лидера и не отпустить команду в свободное плавание по обычной и игровой дисциплине. А также нужно думать, что делать в ситуации, когда лидер банально отсутствует. Сильные лидеры очень сильно влияют на команду, но в жизни достаточно случаев для потери одного игрока, и им может оказаться тот самый лидер. Поэтому нужно заблаговременно подумать о том, лидер это ещё не вся команда, а команда в любой ситуации играть обязана.
В итоге сообщения, я бы посоветовал, с любого лидера требовать столько же, а временами и более того, чего вы требуете от рядовых игроков в работе на тренировках. Нельзя быть лидером команды, не являясь примером в работе команды на тренировках. Об этом нужно всегда помнить! А также, стоит не забывать о такой негласной особенности многих настоящих людей: сильные игроки очень мало говорят о том, насколько они хорошо играют — они просто классно играют и показывают всё возможное и невозможное на баскетбольной площадке. Американцы иногда называют это quite intensity — тихая сила или тихая энергия, а у нас, по-моему, под этим подразумевалась скромность в сочетании с трудолюбием. Это тоже следует ненавязчиво замечать.
И напоследок, поделюсь одной хорошей мыслью, которую некогда высказал известный английский проповедник Томас Фуллер: «Если ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы лидер.»